Но философская школа не окончила еще свой путь: она идет, скептическая и восприимчивая, идет, каждый раз ос]тавляя завоевания прогресса, который она в свое время по]добрала. Она идет подобно потоку, который вместе с кора]бельными обломками уносит в своем течении частички зо]лота.
Цель стоит того, чтобы задуматься над этим. Этого требу]ет здравый рассудок.
ления явно влияет воспитание,, полученное нами. Если же воспитание имеет такое влияние на индивидуальное счастье и на общее счастье, почему бЫ'Не поискать объяснения это]му, почему бы не постараться улучшить его всеми возмож]ными способами? Почему бы после зрелого испытания не приложить к нему те усовершенствования, которые были предъявлены и, так сказать, освещены доказательствами?
В настоящую минуту для нас не особенно важно, имеют ли звезды влияние на наши инстинкты. Допуская всякое другое влияние, мы должны все-таки признать, что тем не менее справедливо, что мы родимся с индивидуальными на]клонностями, с достоинствами и недостатками, присущими нашей натуре. Эти наклонности ведут нас или к счастью, или к гибели, смотря по тому, какое направление мы им дадим. На большую или меньшую разумность этого направ-
От того, дурно или хорошо направлено воспитание, за]висит, как известно, счастье или несчастье целой жизни. Человек с прекрасной умственной и душевной организаци]ей может, конечно, рано или поздно сойти с ложного пути, по которому его направили в юности, но возвышенные на]туры редки.
Если изучение френологии, хиромантии и других наук, имеющих целью определять человеческий характер и ин]стинкты, есть только бесполезное времяпрепровождение, ес]ли оно хоть на минуту перестает быть серьезным, если оно только развлечение для восторженных умов, для воображе]ния, жадного до чудесного, тогда оно достойно осуждения, ибо необходимо ведет к заблуждениям и суеверию. Но если изучение этих наук основано на истине, то как бы страстно ни отдавались ему, эта страсть все-таки будет ничтожна, не только сравнительно с материальными преимуществами, доставляемыми им, но и потому, что науки эти призваны играть неоценимую роль в воспитании наших детей.
ISBN 5-7578-0006-2 О Оформление и рисунки Изд. дом МСП, 1996
Оформление и рисунки художника Павлова А.М
Комментариев нет:
Отправить комментарий